Статьи


музей

История Художественного Стеклоделия

Художественные изделия из стекла - посуда, вазы и т.д., распространены в быту не так широко, как керамические, в частности фарфоровые и фаянсовые, но играют все-таки значительную роль.

Стекло является материалом, обладающим совершенно особыми, лишь ему присущими свойствами, сильно видоизменяющимися в зависимости от способов его изготовления и обработки. Оно может быть совершенно бесцветным, обладать исключительной прозрачностью и, наряду с этим, воспринимать необычайно яркие, сочные окраски, а также быть полупрозрачным или заглушенным и, наконец, подобно драгоценным камням, — глухим. Оно поддается самым разнообразным механическим и химическим способам обработки: его отливают, прокатывают, вытягивают, прессуют; с помощью длинных железных трубок из расплавленного стекла выдувают сосуды самых разнообразных форм. Стекло поддается распиловке, сверловке, токарной обработке, шлифовке. Поверхность стеклянных сосудов можно подвергать декоративной обработке способами «алмазной грани» и других видов огранки, гравировки, травления, пескоструйной обработки, а также способами росписи красками, рисования специальными карандашами (витражи), протравливания, фотопечати, иризации или люстрирования.

Своеобразие стекла как материала; широкие пластические возможности, в нем заложенные, а также возможности разнообразных видов его декоративной обработки издавна привлекали к нему искусных мастеров и художников. Художественное стеклоделие стояло на большой высоте еще в Древней Руси. Золоченые стеклянные сосуды, изготовлявшиеся в XVII веке на Духанинском заводе под Москвой, по свидетельству иностранцев, посещавших Россию, превосходили своей красотой европейские изделия. Стеклом занимался гениальный русский ученый М.В.Ломоносов, заложивший начало подлинной науки о стекле и его производстве. Ломоносов не только теоретически, но и практически решил вопрос о производстве цветного стекла, бисера, стекляруса и мозаичных смальт. Он возродил забытое искусство мозаики, собственноручно выполнив несколько значительных и вполне оригинальных мозаичных работ.

Продукция Петербургского стекольного завода, как и продукция Петербургского фарфорового завода, в течение более чем столетия превосходила своими техническими и художественными достоинствами изделия из стекла лучших европейских заводов. Для выполнения крупных декоративных ваз, настольных украшений, торшеров и т.д. привлекались в качестве «инвенторов» лучшие архитекторы и художники того времени, например, Воронихин, Стасов, Росси, Томон. Ринальди делал рисунки для мебели, декорированной наборами из смальт. По проектам Растрелли и Камерона молочно-белым и цветным стеклом отделывались интерьеры царскосельского Екатерининского дворца («Стеклянная спальня», «Синий кабинет» или «Табакерка»).

Кроме Петербургского стекольного завода, выпускавшего главным образом дорогие уникальные изделия, стеклянную посуду, рассчитанную на менее знатного и богатого потребителя, выпускали частные заводы, среди которых наиболее видную роль играли заводы Василия Мальцева и его наследников.

Основанный в 60-х годах XVIII века в селе Никольском, Пензенского уезда, завод Бахметьева выпускал продукцию высокого качества, мало отличавшуюся от продукции петербургского казенного завода.

В XVIII веке в большом количестве выпускались изделия из молочно-белого или опалового стекла, в большинстве случаев расписываемые эмалями. Мотивами для росписи служили цветы (розы), небольшие букетики, рассыпанные по поверхности предмета, либо гирлянды из цветов, перевязанные бантами. Широко применялась и сюжетная роспись - изображения фигур среди пейзажа и рокайльных завитков.

В конце XVIII - начале XIX в., наряду с производством изделий из цветного и молочного стекла, большое распространение получают изделия из свинцового хрусталя с алмазной гранью. Петербургский стекольный завод выпускал в первой трети XIX века в большом количестве и очень высокого качества граненую хрустальную посуду, вазы, торшеры, люстры, канделябры и т.д. Эти изделия нередко оправлялись в золоченую бронзу и отличались, как правило, высокими художественными достоинствами. К числу выдающихся произведений начала XIX века принадлежит, например, кувшин из синего и бесцветного хрусталя с золоченой бронзой, выполненный на Петербургском заводе по проекту А.Н.Воронихина.

Со второй трети XIX столетия картина начинает постепенно меняться. Цельные в художественном отношении, выразительные классицистические формы стеклянной посуды, декорированные, как правило, с чувством меры и в строгом соответствии с общим художественным обликом сосудов, начинают уступать место формам и приемам декорирования реставрированной готики, а затем позднего рококо, подражаниям формам русской деревянной посуды, древнегреческим вазам с черно-фигурной росписью и, наконец, формам явно эклектичным, в которых делались попытки объединения разных отживших стилей. Во всем этом нетрудно заметить черты общности с явлениями, наблюдаемыми в фарфорово-фаянсовой, мебельной и других отраслях художественной промышленности. Стекольная промышленность не являлась в данном случае исключением.

В конце XIX - начале XX столетия деградация художественного стеклоделия продолжалась. Модерн принес с собой вялые, лишенные конструктивности и внутренней логики построения надуманные формы. Фирма Мальцевых, монополизировавшая стекольную промышленность, выпускала в большом количестве посуду, рассчитанную на дурной купеческий и мещанский вкусы, вычурную по своим формам, назойливо бьющую в глаза обилием алмазной грани, гравировки и других видов декора.

После революции перестройка стекольной промышленности совершалась медленнее, чем других отраслей. Художники сюда продолжительное время не привлекались, а процесс обновления ассортимента был связан здесь со значительно большими трудностями, чем в других областях. Он требовал, прежде всего, замены старых форм изделий, а также усовершенствования технологических процессов производства либо восстановления утраченных приемов художественного стеклоделия.

Эта работа развернулась в стекольной промышленности лишь во второй половине 30-х годов, причем большое значение в разрешении ряда насущных технических проблем имели работы, которые производились с начала 1937 года на кафедре стекла Ленинградского химико-технологического института под руководством профессора В.В.Варгина. К 1940 году эти работы дали реальные результаты: была разработана рецептура для производства цветных стекол с использованием новейших красителей, восстановлена забытая техника варки смальт, начались опыты по отливке из стекла скульптур, усовершенствована методика обработки стекла пескоструйным аппаратом с применением трафаретов.

Результаты всех этих работ передавались промышленности. В Главном управлении стекольной промышленности, на ее главнейших заводах в свою очередь были проведены мероприятия, способствовавшие подъему технической и художественной стороны дела.

В 1938 году в Главном управлении стекольной промышленности НКЛП СССР организуется художественный совет, устанавливается должность главного художника, начинают сниматься с производства устаревшие виды изделий, а для разработки новых моделей привлекаются квалифицированные художники. Проводится ряд отраслевых конференций, где ставится вопрос о необходимости расширить ассортимент изделий из стекла и обогатить технические приемы отделки. На заводах «Гусь-Хрустальный», «Дятьковский» ведется работа по получению высококачественного прозрачного стекла и освоению новых способов отделки, а также по восстановлению старых забытых способов. Привлеченные к работе художники, а также опытные мастера заводов начинают усиленно работать над улучшением отделки изделий алмазной гранью и матовой гравировкой. Разрабатываются новые рисунки для матовой гравировки и вводится отделка «венецианской» нитью, позволяющая создавать изящные вещи тончайших форм.

В 1938 году по проекту скульптора И.Чайкова и инженера Ф Энтелиса был выполнен хрустальный фонтан (высота 4,2 метра, диаметр выгнутой чаши 2,25 метра), демонстрировавшийся в Советском павильоне на международной выставке 1939 года в Нью-Йорке. В этом монументальном сооружении прозрачный хрусталь сочетался с патинированной бронзой и цветными витражами, выполненными из многослойного цветного стекла. Для обработки деталей фонтана, конструкция которого была разборной, завод с успехом применил усовершенствованную технологию: обработку стекла победитовым резцом. Опыт создания этого произведения свидетельствовал о том, какое большое значение приобретает творческое содружество инженера с художником для дальнейшего развития стекольной промышленности. Успехи в развитии художественного стеклоделия в значительной мере были обусловлены тем, что руководители стекольной промышленности учли значение этого фактора.

На заводе «Гусь-Хрустальный» было восстановлено глубокое травление «Галле», а также роспись изделий живописными красками и некоторые другие технические приемы художественной отделки. Но нововведения в области технологии и отдельные удачные работы имели сравнительно малый удельный вес в общей продукции стекольной промышленности, они еще не решали проблемы улучшения художественного качества массовой продукции. Серьезным недостатком являлось отсутствие новаторских поисков в области формы изделий. Новые рисунки различных видов отделки очень часто наносились на старые формы или на случайные формы, сконструированные технологами без участия художников. Всесоюзный просмотр продукции заводов сортовой посуды, состоявшийся в 1939 г., показал, что общий уровень художественного оформления изделий довольно низок. Нужны были коренные меры для улучшения художественного качества стекольных изделий.

В начале 1940 г. писатель Алексей Толстой, скульптор В.Мухина и профессор Н.Качалов обратились к правительству с предложениями об улучшении производства художественного стекла. В результате на зеркальной фабрике в Ленинграде был построен и оборудован специальный экспериментальный цех художественного стекла, к работе в области усовершенствования технологии производства был привлечен Ленинградский химико-технологический институт. Одновременно широко развернулись опыты изготовления высококачественного цветного стекла в Государственном оптическом институте под руководством В.Варгина.

Образцы изделий, созданные в экспериментальном цехе в течение 1940-1941 гг., носили преимущественно уникальный характер. Это были в большинстве случаев крупные декоративные вещи, которые не могли быть пущены в массовое производство в силу технической сложности их изготовления. Однако уже тогда был создан ряд вещей, интересных по замыслу, оригинальных по форме и вместе с тем вполне доступных для массового выпуска. значительную долю своего очарования.

Продолжение следует….

 

Artdekor

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Волнистость (Стекло) - дефект стеклянной тары в виде неровности поверхности, вызывающий оптическое искажение.

Деформация (Стекло) - дефект стеклянной тары, представляющий изменение ее формы в результате нарушения режимов формирования и (или) термической обработки.

Деформация венчика

Овальность корпуса - деформация стеклянной тары в виде отклонения от круглости поперечного сечения корпуса.

Овальность венчика - деформация стеклянной тары в виде отклонения от круглости поперечного сечения венчика горловины.

Вогнутость торца венчика - деформация стеклянной тары в виде отклонения от плоскостности торца венчика горловины.

 

Инородное включение - дефект стекла, представляющий твердое непрозрачное включение, отличающееся от стекла физико-химическими свойствами.

Огнеупорный камень - инородное включение в стекле в виде частиц огнеупорных изделий.

Шихтный камень - инородное включение в стекле от непроверенных компонентов шихты.

Черная точка - инородное включение в стекле окалины, нерастворившихся соединений хрома.

Камень кристаллизации - инородное включение, имеющее кристаллическую структуру в результате кристаллизации стекломассы.

Стекловидное включение - дефект стекла, представляющий включение, имеющее стеклообразную структуру, отличающееся физико-химическими свойствами.

Свиль - стекловидное включение в виде нитей произвольной формы, узлов, жгутов.

Шлир - стекловидное включение в виде капли.

Кованность - дефект поверхности стеклянного изделия в виде мелкой волнистости, образующейся в результате контакта с формующими поверхностями с пониженной температурой.

Морщина (Стекло) - дефект стеклянного изделия в виде слабовыраженной неровности на поверхности.

Неперпендикулярность стеклянной тары - дефект стеклянной тары, представляющий отклонение от показателя перпендикулярности вертикальной оси плоскости дна изделия.

Окрашенное в массе стекло - это абсорбирующее (солнцезащитное) стекло, при изготовлении которого используются различные вещества для получения желаемого цвета. Оно поглощает больше солнечной энергии и света, чем обычное прозрачное стекло. Применяется при использовании фасадов из стекла, перегородок, окон и дверей.

Осветление – один из этапов процесса стекловарения, связанный с удалением из стекломассы газовых включений (пузырей).

Поверхностная посечка - дефект стеклянного изделия в виде трещины, не проходящей через всю толщину стенки или дна.

Пороки (дефекты) стекла – локальные нарушения физической и химической однородности стекла, а также инородные включения.

Пороки стекла различаются на три группы:

твердые включения (камни и кристаллы);

стекловидные включения (свили и шлиры);

газообразные включения (пузыри и мошка).

Потертость стекла - дефект стеклянного изделия, представляющий поверхностные царапины, возникающие из-за соприкосновения с твердыми материалами или (и) друг с другом.

Прилеп стекла - дефект нарушения наружной поверхности в виде прилипших кусочков стекла, сколов на участках соприкосновения стеклянных изделий друг с другом при повышенной температуре термической обработки.

Прилип стекла - дефект стеклянного изделия в виде частиц стекла, прилипших к поверхности.

Пузырь (в стекле) - дефект стекла в виде полости различного размера.

Наборный пузырь - пузырь в стекле, образовавшийся во время набора порции стекломассы в процессе выработки изделия.

Мошка - пузырь в стекле, размеры которого не превышают 1,0 мм.

Закрытый пузырь - пузырь в стекле, удаленный от поверхности изделия, целостность стенок которого не нарушена.

Открытый пузырь - пузырь в стекле, расположенный близко к поверхности изделия, одна из стенок которого нарушена.

Непрозрачный пузырь - пузырь в стекле, заполненный непрозрачным содержимым.

Примечание. Пузыри могут быть первичными, т.е. образовавшиеся в процессе варки и не удаленные в процессе осветления, и вторичными, образовавшиеся в осветленной стекломассе в результате ее вторичного разогрева.

Разнотолщинность стекла - дефект стеклянного изделия в виде неравномерного распределения стекломассы по толщине стенок и (или) дна.

Сквозная посечка - дефект стеклянного изделия в виде трещины, проходящей через всю толщину стенки или дна.

Складка (стекло) - дефект стеклянного изделия в виде грубой, выступающей на его поверхности неровности различной формы.

Скол - дефект стеклянного изделия в виде повреждения его поверхности в результате откалывания кусочка стекла при механическом воздействии.

Стекло– твердотельное состояние аморфных веществ.

Аморфные вещества переходят в стеклообразное состояние при температурах ниже температуры стеклования Tg (при температурах свыше Tg аморфные вещества ведут себя как расплавы, т.е. находятся в расплавленном состоянии).

Стекло может быть получено путем охлаждения расплавов, так чтобы избежать кристаллизации. Практически любое вещество из расплавленного состояния может быть переведено в стеклообразное состояние. Некоторые расплавы (такие как стеклообразующих веществ) не требуют для этого быстрого охлаждения. Однако некоторые вещества (такие как расплавы металлов) требуют очень быстрого охлаждения, чтобы избежать кристаллизацию. Так, для получения металлических стекол необходимы скорости охлаждения 100000 – 1000000 К/с. Стекло может быть получено также путем аморфизации кристаллических веществ, например бомбардировкой пучком ионов, или при осаждении паров на охлаждаемые подложки. Стекло получают из переохлаждённого расплава. К стеклообразующим относят неорганические вещества, которые при охлаждении расплава не кристаллизуются, а затвердевают, сохраняя аморфное строение.

Вязкость аморфных веществ - непрерывная функция температуры: чем выше температура, тем ниже вязкость аморфного вещества. Обычно расплавы стеклообразующих веществ имеют высокую вязкость по сравнению с расплавами нестеклообразующих веществ.

Стеклянная пыль - дефект стеклянного изделия в виде мелких порошкообразных осколков стекла во внутренней полости.

Шероховатость стекла - дефект стеклянного изделия, представляющий наличие множества мелких неровностей на наружной поверхности.

Шов (стекло) - дефект на поверхности стеклянного изделия в виде выступа больше допустимого размера определенной протяженности.

острый шов - шов с незакругленной поверхностью.

заусенец - шов, возникающий в результате проникновения стекломассы в места соединения двух частей формового комплекта.

уголок - шов, возникающий в результате проникновения стекломассы в места соединения трех частей формового комплекта.

кольцевидный шов - шов, расположенный по окружности дна или торца венчика стеклянной тары.

Примечание. Шов на поверхности изделия может быть двойным в виде несовпадающих швов от чистовой и черновой форм.

 

Artdekor

Что является браком в продукции из стекла!?

Очень часто сотрудники специализированных магазинов стекла сталкиваются с проблемой того, что покупатели ищут безупречного совершенства в изделиях из стекла, которые они покупают.

Совершенство и «однородность» в продукции из стекла, может быть достигнута только при поточном автоматизированном производстве. Этого результата невозможно добиться, да и не желательно, при производстве качественной продукции ручной работы, чье производство зависит очень сильно от навыков и умения мастера.

Незначительные вариации и слабое несовершенство в продукции ручной работы – на самом деле являются подтверждением мастерства индивидуальной работы. Многие клиенты, которые ценят качество понимают это. Для тех, кто не понимает, ниже приводится серия вопросов и ответов, с которыми продавец может столкнуться и ответы, которые помогут лучше представить товара покупателю.

«Зерна» или пузырьки в стекле говорят о низком качестве, о «браке» стекла?

Нет. Каждый из этих пузырьков или «зерен», размером с булавку, которые Вы можете увидеть в стекле на просвет – это результат химической реакции между составляющими стекла, которые образует газ в процессе плавления и комбинирования различных ингредиентов. Это ни коим образом не влияет на качество и красоту изделий из стекла.

Должны ли все предметы набора быть абсолютно одинаковыми?

Нет. В любом наборе стаканов, рюмок, тарелок и других предметов из стекла – практически всегда будет незначительное различие между отдельными предметами по диаметру, весу и другим параметрам. Но эти различия настолько незначительны, что выявить их можно только с помощью микрометра, и практически невозможно заметить невооруженным взглядом. Это признак того, что предметы произведены профессиональным мастером вручную и доказательство индивидуального изготовления каждой позиции.

Что такое «связка»?

«Связка» это практически не различимое различие в плотности стекла, которое появляется в результате комбинирования расплавленного стекла. Подобную «связку» можно увидеть только на просвет. Когда емкость, в которой есть «связка», наполняется водой, свет не проникает вовнутрь и «связка» становиться невидимой.

Является ли разделительная полоса дефектом?

Нет. Разделительная полоса – это всего лишь ориентировочные знаки, по которым происходит формирование составляющих частей в единое целое. Однако, если эта разделительная полоса сильно выражена – это может быть признаком неаккуратной работы мастера.

Что означают следы среза?

След среза – это незначительное сморщивание стекла, которое появляется, когда мастер срезает излишки расплавленного стекла, придавая изделию форму. Это естественная реакция стекла и не может быть рассмотрена как дефект.

Как продавец и покупатель могут оценить качество стекла?

Существуют определенные правила и тесты. Оцените прозрачность и блеск стекла на однородном белом фоне. Хорошее стекло всегда чистое, прозрачное, а стекло более низкого качества имеет серо-голубой или серо-зеленый оттенок. Качественное стекло отличается стойким блеском, который достигается способом тепловой полировки. Обратите внимание на гладкие края. Края предметов из стекла должны быть всегда гладкими, ни в коем случае не шероховатыми или зернистыми.

Почему нельзя устранить все неточности в изделиях из стекла ручной работы?

Именно по той причине, что это ручная работа. Не имеет значение, насколько искусны будут прикосновения мастера к стеклу, в любом случае идеальное по форме изделие невозможно будет сотворить. Но все эти неточности не являются браком. Стекло – это один из самых сложнейших материалов в работе. Даже продукция из стекла, изготовленная на автоматизированном производстве, никогда не будет абсолютно идеальной. И имейте в виду: даже при обследовании самого лучшего бриллианта под лупой оценщика, очень редка вероятность найти совершенство.

В состав стекла, из которого делают произведения ручной работы, очень часто добавляют свинец, который усиливает прозрачность и увеличивает вес стекла. Если Вы слышите чистый мелодичный звук при легком простукивании предмета из стекла, это показывает наличие свинца в составе стекла. «Известковое стекло», с другой стороны, не дает такого резонанса. Но это не делает такое стекло менее востребованным. Известь в таких случаях добавляется для большей прочности и крепости стекла.

Действительно ли посуда из стекла ручной работы полностью выполнена в ручную или ручная работа проходит только на заключительном этапе – декорирование и т.п.?

Весь процесс производства изделий из стекла – это действительно ручная работа. Большое количество опытных мастеров собираются в группы и производят предметы интерьера и посуду. Самая удивительная вещь во всем этом процессе – это то, что каждый предмет, который переходит от мастера-стеклодувщика, до декоратора точная копия каждого последующего предмета. Это создает впечатление того, что каждая вещь создана одним и тем же человеком.

Источник: www.gift.kasumi.ru

 

Artdekor

Посуда из стекла: бокал

Приобретая бокалы, помните: каждому напитку — свой сосуд. Так, красное вино доставит вам большее наслаждение, если будет подано в бокале слегка выпуклой формы, поскольку большая площадь соприкосновения напитка с воздухом способствует более полному и тонкому раскрытию его букета. Для белого вина используют бокалы с чашей небольшого объема. Благодаря частому подливанию, вино в таком бокале всегда будет прохладным и свежим. Для шампанского предпочтительнее бокалы высокие: в них напиток хорошо пенится и не так быстро выдыхается. К рюмкам для коньяка или крепленого вина относится то же, что и к бокалам для красного вина: большая выпуклость сосуда способствует более полному и тонкому раскрытию букета и аромата напитка.

Ассортимент бокалов может быть обширным. Но лучше всего обзавестись двумя комплектами: для будничных и для торжественных случаев; либо купить один (основной) набор, который далее будет пополняться. При покупке следует обратить внимание на то, чтобы бокалы соответствовали стилю вашей посуды и другим атрибутам сервировки стола. Вы можете разнообразить свои запасы посуды различными специальными бокалами: к примеру, рюмками для рома, кубками, фужерами для розового вина или пивными кружками.

 

Artdekor

Уход за стеклянной посудой

Стеклянную посуду рекомендуется мыть отдельно от другой посуды. А для придания блеска ее следует мыть одним из следующих способов.

1. Протереть солью, вымыть водой с мылом, затем ополоснуть холодной или теплой водой.

2. Вымыть водой, добавив в нее немного соли или уксуса и потом хорошо ополоснуть чистой водой. Поставить вверх дном, чтобы стекала с них вода, и вытереть чистым сухим полотенцем. Чтобы быстро подсушить стеклянные приборы, их следует ополоснуть тепловатой водой и вытереть чистым льняным полотенцем; или поставить вверх дном на сложенное вдвое полотенце, а когда вода стечет, вытереть мягкой льняной салфеткой. Перед тем как наливать в стеклянную посуду горячую жидкость, джем, повидло или варенье, подложите под нее деревянную подставку или салфетку. Если стеклянная посуда поставлена на металлическую подставку или цемент, она неминуемо лопнет.

Стеклянные стаканы, особенно тонкого стекла, не следует помещать один в другой. Если вы допустили эту ошибку и стаканы не отделяются один от другого, наполните верхний стакан холодной водой, а нижний поставьте в теплую воду, а затем добавляйте в нее постепенно горячей воды. При этих условиях верхний стакан сожмется под действием холодной воды, а нижний, помещенный в теплую воду, расширится и вы легко сможете вынуть один стакан из другого.